Продолжая тему о привлечении иностранцев в наш футбол, я сначала обращусь к своей заметке от 27 мая «Молитва на иностранцев». В конце заметки на одном из порталов было запущено вот такое голосование.
Я обещал продолжить тему и момент для этого, что называется, назрел. Этому поспособствовали несколько событий. Возьмём, к примеру, московский «Спартак», в составе которого начал появляться молодой талант Даниил Зорин. Он обратил на себя внимание и поставил вопрос, а чем, собственно, он хуже начавшего в «Спартаке» ярко, а потом сникшего Бонгонда? Насколько я знаю, они немного на разных позициях играют, но в комментариях на различных ресурсах я такое сравнение видел. Или другой пример — Зиньковский, который не может раскрыться на позиции Промеса. По мнению некоторых любителей футбола, хорошо бы избавиться от таких кривоногих русских, распродав их или, на худой конец, разослав по арендам. А кто придёт на освободившееся место, да не всё ли равно, лишь бы команда выигрывала.
Тут в пору воодушевиться тем, кто ратует за отмену лимита и надеется на здоровую конкуренцию. Пример хороший, но нехороший для менеджмента «Спартака». На канале Сергея Егорова (Футбольный Биги), услышал, что «Спартак» на свои трансферы тратит больше, чем «Зенит» за последние 1,5-2 года. Ну ок, назовём суммы трат сопоставимыми. Но мы же прекрасно видим качество составов, а главное результат. И это говорит о том, что, выбирай «Спартак» таких же хороших иностранцев, как это делает «Зенит», мест в «Спартаке» для россиян было бы столько же, сколько в «Зените». Отсюда, собственно, и конкуренция своих воспитанников с иностранцами, за которых, это все понимают, слишком много переплатили.
Что же «Зенит». «Зенит», ориентировав свою политику на покупку качественных легионеров и добиваясь из года в год победных результатов, тем не менее, любви российской футбольной общественности, кроме самих петербуржцев, так и не снискал. Можете спорить или соглашаться, но «Спартак» в свои лучшие годы был окружён любовью болельщиков со всей страны. «Зенит» же в его тучные годы окружает зависть и злоба. Хотя и тогда «Спартак» по своим финансовым возможностям тоже был вне конкуренции. Хотя и сейчас «Зенит», как я говорил в упомянутой заметке, очень полезную функцию для российского футбола выполняет – делает матчи со своим участием как бы еврокубковыми.
Почему такая разница в отношении болельщиков к этим клубам? Ну, как ответ на вопрос могу предположить на примере ретро-матчей. Один из которых состоялся в Волгограде 1 мая прошлого года и собрал на 40-тысячном стадионе 36 640 болельщиков, что по некоторым данным стало рекордом посещаемости для стадионов РФ на тот момент в текущем сезоне. Ветераны «Ротора» 90-х принимали ветеранов «Спартака». Играли такие звёзды, как Олег Веретенников, Егор Титов, Валерий Есипов, Виктор Онопко, Денис Зубко, Александр Ширко, Дмитрий Аленичев и многие другие великолепные игроки того времени. Были ретро-матчи и «Спартака» с «Зенитом», которые вызвали большой интерес. Участие одного Андрея Аршавина чего стоит. И вот интересно, кого из нынешнего состава «Зенит» пригласит на свои ретро-матчи лет через двадцать? И заполнит ли петербургская публика ради такого матча «Газпром-Арену»?
Я помню времена, когда и в мини-футболе наша «Дина» играла серию матчей против бразильцев за Межконтинентальный Суперкубок. Рубились тогда почти до драки. На площадке наши против ненаших, играли хорошо, билетов не достать, ажиотаж трибун. И в баскетболе в конце 90-х ЦСКА с Кириленко, Моней и Хряпой (не помню, чтобы в ЦСКА тогда были иностранцы) на международные матчи тоже много внимания привлекал.
Недавно в день 100-летия «Торпедо» на канале Матч-Премьер смотрел передачу с Лидией Гавриловной Ивановой и Анзором Кавазашвили. Очень интересно было послушать про те времена, про любовь болельщиков, про то, что на трибуны было не пробиться. А сейчас, вот вам, берите кого хотите — со всего мира игроки. А болельщики где? FAN ID мешает? Много развлечений появилось в Москве? Мне кажется, это всё отговорки. Даже зрелищный футбол не соберёт в России полные трибуны. Мы не Англия, у нас другое к спорту отношение.
Тот футбол, тот спорт, который когда-то очень любили, испортили. Коммерцией, пренебрежением, непрофессионализмом. Чтобы именно наш болельщик пошёл, сделайте так, чтобы за тех, на кого ходим смотреть, можно было переживать. Не за результат, а за родственную душу хотим болеть. Да можно даже за иностранцев переживать, кто долго в клубе, с кем сроднились. Но таких примеров на фоне потока легионеров мало.
А сейчас и болеть-то почти не за кого. В той же Самаре соберётся неплохая банда российских игроков, так их разберут через сезон. Поэтому и сидим мы в основном по домам и интереса к спорту не проявляем. И я убеждён, что таких потенциальных болельщиков очень много. Достаточно вспомнить победу над Нидерландами на Евро-2008 и ночные гуляния в Москве и других городах, всплеск интереса к нашему чемпионату.
Нас отучили гордиться собственной ловкостью, выносливостью, силой, быстротой, изящным умом. Мы перестали верить в то, что у нас море талантов. И поэтому у меня к результату вышеупомянутого голосования очень негативное отношение.
Пару дней назад на фоне полемики о судьбах Зорина и Зиньковского в «Спартаке» я вспомнил об одной карикатуре, которую увидел в детстве в журнале «Крокодил», и она показалась мне очень уместной.
Как раз с горбачёвских времён нам и вдалбливали идеологию отодвигать всё своё на второй план. Вот и сейчас нам мало дела до своих талантов, и «корабли», забитые иностранцами, бесконечным потоком плывут в Россию. Вы можете из статистики или из своих воспоминаний, из разговоров со старшими и младшими поколениями проследить динамику падения интереса к отечественному спорту, и к футболу в частности, начиная с конца 80-х годов.
Я не болею за «Спартак», но именно «Спартак» с его огромной армией болельщиков мог бы противостоять «Зениту» идеологически, как это было когда-то против киевского «Динамо». Разность стилей, разность подходов к выбору тренеров и игроков. Сейчас «Спартак» ничем своей футбольной политикой от «Зенита» не отличается. А ведь мог бы сделать ставку на своих самых лучших воспитанников, противопоставив себя соперникам с берегов Невы, предпочитающих на первые роли брать иностранцев. Но не думаю, что руководство «Лукойла» на это решится.
Конечно, многие читатели на этом месте возопят, что мол нечего нашим футболёрам тягаться с иностранцами, и будут во многом правы. За эти тридцать лет у нас многое разрушено и многое замещено иностранщиной. Но если мы не поменяем свою идеологию, не очнёмся от этого тридцатилетнего сна потребительства, а не созидания. Если наш игрок плохо играет, это не значит, что его надо сразу заменить качественным иностранцем, я бы лучше дал шанс другому нашему. Потому что я верю, что в нашей огромной стране футбольные таланты есть, просто их никто не хочет искать и заниматься ими, поэтому проще сказать, что их нет.
Нужно построить огромную систему. Для начала подготовить тренеров, селекционеров, спортивных менеджеров. Потом заниматься набором детей и тренировками. Очень важно проводить патриотически-воспитательную работу, чтобы будущие футболисты не мечтали уехать за границу, а мечтали обыгрывать лучшие иностранные клубы, играя за российские команды. И самое главное, не о деньгах и даже не о собственной карьере чтобы думали, как это принято сейчас, а том, чтобы многочисленные российские болельщики после игры говорили: «На вас ходим».
Я не призываю, все российские футбольные клубы очистить от легионеров и сделать, как я хочу. Но я хотел бы видеть хотя бы один даже не клуб, а целую выстроенную систему, в которой готовились бы только те футболисты, которые могут быть формально привлечены в сборную. И это не будет калька с «Краснодара», это должно быть гораздо шире.
Вместо того, чтобы тратить огромные суммы на покупку легионеров, я бы хотел видеть, как эти деньги пойдут на организацию детских турниров в разных уголках России. И пусть этих турниров будет чем больше, тем лучше, чтобы сразу отобрать талантливых детей и организовывать их в местные спортшколы. Пусть в каждом регионе будет побольше таких школ, которые будут соревноваться между собой и где будут определяться самые талантливые в регионе дети — это будут региональные кластеры. Региональные кластеры пусть периодически соревнуются между собой, и пусть там определяются самые быстрые, выносливые, сильные и умные игроки. Они и должны попасть в главную команду этой системы в рамках огромной конкуренции между собой. Можно ли быть настоящим мастером, конкурируя только с россиянами? А почему нет? На скорость и выносливость это никак не влияет. Технике и принятию решений можно научится по видео. Телевизор и Интернет пока никто не отменил. А дальше пожалуйста, выходи и играй против кого угодно, если дорастёшь до этого уровня. Первые советские теннисисты, насколько я слышал, обучались приёмам по фотографиям из иностранных журналов. А советский футбол без легионеров разве плохо котировался в мире?