Именно после контрольного матча с Катаром я как-то больше стал об этом задумываться, и, если честно, точного ответа не знаю и никогда не дам. Потому что кто-то меня поймёт, а кто-то нет. У каждого свои критерии этого определения. Но первое, о чём подумалось после Катара: кому ещё мы должны проиграть, чтобы окончательно, бесповоротно, железобетонно считать себя нефутбольной страной? Видимо, только енотам, причём упоротым.
Потом я задался ещё одним вопросом: на фоне какой страны мы должны себя сравнивать? На фоне Монголии мы, пожалуй, очень даже футбольная страна. На фоне Исландии — затрудняюсь ответить. А на фоне Бразилии или Англии сравнивать себя не хочется, здесь мы по определению нефутбольная страна. Но вот мы и подошли к критериям. И я для себя насчитал их аж шесть штук.
Первый — насколько часто люди вокруг вас говорят о футболе? Пресса, телевидение. Заводите ли вы разговор о футболе первым? В моём случае, да, говорят о футболе, но мало. А когда со мной заводили разговор о футболе без моей инициативы, я даже и не вспомню.
Когда я был помоложе, чаще обращал внимание на людей, читающих спортивную прессу. В метро это особенно хорошо заметно. Сейчас мне кажется, что таких людей стало меньше, даже с учётом перехода на электронные гаджеты.
Второй — как часто дети в вашем дворе играют в футбол? У меня во дворе раньше можно было играть в футбол, играл и сам когда-то. И зимой, и летом. Но потом со временем всё опустело. Дворы застроились детскими площадками с качельками и песочницами. Пустырей тоже стало меньше. Сейчас детей загоняют в какие-то клетки на площадках при школах, где они вяло катают мячик. Никакого накала страстей, ожидания своей очереди голодных до побед команд я уже не вижу. Есть конечно отдельные футбольные коробки, даже весьма просторные, но кто там как правило играет? Правильно — гастарбайтеры.
Третий — посещаемость футбольных матчей. Если не кричать по домашнюю посещаемость «Спартака» и «Зенита», а посмотреть на посещаемость в целом по стране, то это пичалька.
Четвёртый — рейтинги футбольных трансляций. Тоже пичалька. Хотя, знаете, есть у меня пара знакомых, которые российским футболом не интересуются в принципе. Зато интересуются английским или итальянским чемпионатами. Сказать, что эти люди не интересуются футболом как таковым, было бы сущей неправдой.
Пятый — выступление российских клубов в еврокубках. Боремся за шестёрку-семёрку сильнейших в клубном рейтинге по Европе. На деле ни на что серьёзное не претендуем. В Лиге чемпионов мечтаем как бы поудачнее отбиться от назойливых соперников. Вот наш уровень.
Шестой — выступление сборной. Про игру сборной говорить не буду, но отмечу один момент. Во время матча в Грозном уважаемые господа-комментаторы Выборнов и Дементьев изъявили желание возмутиться, на каком основании российский болельщик требует побед над сборными Коста-Рики и Катара? Передайте, пожалуйста, этим уважаемым господам, у кого есть возможность, что лично я жду побед даже над более серьёзными соперниками на основании зарплат наших футболистов в клубах. И будь у них зарплата, как у слесаря третьего разряда в каком-нибудь далёком N-ске, я б претензий по качеству и содержанию игры не имел б. От каждого по способностям, каждому по труду, а не по потребностям.
Вот такое моё мнение. А напоследок хотел бы предложить команде КВН «ДАЛС» продолжить серию про российский футбол. Что-то вроде «Мы решили играть в футбол зимой, а хоккей передвинуть на лето, потому что у нас очень футбольная страна», «Наши бабушки играют лучше всяких кокориных, потому что у нас, ну, очень футбольная страна» или «Любой иностранец может пополнить ряды сборной России, у нас для всех двери открыты — мы очень футбольная страна».